Энергосбережение » Речицкий ГТК
Регистрация
все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
   

Энергосбережение

Nata 13-03-2022, 19:27 505 Воспитательная работа / Энергосбережение


Энергоресурсосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Человечеством постепенно осознается необходимость перехода как в глобальном масштабе, так и в каждом конкретном месте и случае от потребительского отношения к природе к совместному, гармоническому развитию природы и общества
Энергоресурсосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны — во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в процессе обучения. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.
Во всех развитых странах мира рациональное использование ресурсов является, как правило, приоритетным направлением государственной политики. В нашей стране острота проблемы обусловлена высокой энергоемкостью валового внутреннего продукта и дефицитом собственных ресурсов: более 80% топливно-энергетических ресурсов Беларусь получает из других стран, например, из России. Сегодня республика потребляет различные виды топливно-энергетических ресурсов. Среди местных видов топлива лидируют топливная древесина, дрова, древесные отходы. Доля энергии воды, ветра и солнца в общем объёме получаемой энергии пока незначительна. Но наше государство одним из важнейших приоритетов энергетической политики определяет развитие возобновляемой энергетики
С уверенностью можно сказать, что наибольшую перспективу в республике имеет ветроэнергетика. Разработки белорусских учёных последних 30 лет говорят о том, что в республике есть порядка 300 тыс. точек, где можно поставить ветроагрегаты различной мощности, конструкции и предназначения. Также сегодня любые источники воды могут работать на гидроэнергетику. Несколько сложнее обстоят дела с солнечными электрическими батареями: внедрение солнечных вольтайков пока является недешевым удовольствием. Проще с солнечными коллекторами для нагрева воды. Они все увереннее занимают свое место в системе жилищного и промышленного строительства.
В настоящее время только 17 % потребления первичной энергии в мире реализуется из ВИЭ (ветровая и водная энергия, геотермия, энергия солнца и биоэнергия), причем две трети составляют некоммерческую древесину и другие биомассы, и почти одна треть ветровую энергию. В настоящее время в Республике Беларусь за счет нетрадиционных источников получают 6 % энергии, что конечно очень мало.

Развитие возобновляемой энергетики в Беларуси начиналось с использования энергии воды. До 60-70-х годов прошлого столетия в стране действовало по разным данным от 150 до 200 гидроэлектростанций. Правда, со временем они пришли в негодность, и к моменту развала СССР осталось всего 4 действующих ГЭС. В настоящий момент в Беларуси эксплуатируется 46 ГЭС суммарной мощностью 33,1 МВт. Кстати, максимальная мощность всех водотоков в Республике Беларусь, по оценке специалистов, составляет 850 МВт. Суммарный энергетический потенциал, если его сравнивать с потребностями республики, конечно, незначительный. Но это местный источник, не требующий средств для закупки топлива. Поэтому рентабельность при выработке такой энергии будет высокой, да и экологическая безопасность, безусловно, обеспечивается.
Ресурсы возобновляемых источников энергии (ВИЭ) огромны и доступны каждой стране. Поэтому одной  из стратегических задач развития экономики  Беларуси является сокращение импорта  энергоносителей, так как собственными традиционными  энергоресурсами наша республика обеспечена менее чем на 20 %. .
Вопросам использования ВИЭ посвящена подпрограмма «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов (в том числе возобновляемых источников)» Государственной программы «Энергосбережение» на 2016–2020 годы.
Пути развития энергетической безопасности нашего государства четко очерчены в Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». В ней также подчеркивается степень важности формирования экологически безопасного и энергосберегающего поведения граждан нашей страны.
В ней указано, что устойчивое развитие является для нас национальным императивом: «…Идеологическая работа, вносящая в национальное сознание новые ценности, через образование и просвещение должна доносить до каждого гражданина идеи и принципы устойчивого развития. Воспитание нравственности и бережное отношение к окружающей среде должно оставаться приоритетом в деятельности средств массовой информации». 
Человечество еще плохо использует возможности получения энергии из природных, практически неисчерпаемых источников: тепла земных недр и океана, энергии океанских и речных течений, приливов и волн, ветра. Поэтому одной из задач по формированию культуры обучающихся в сфере энергетики считается развитие ключевых компетенций в контексте формирования функциональной грамотности, а также естественнонаучных компетенций на основе учебно-исследовательской деятельности и социально значимых проектов в сфере энергоресурсосбережения.
Энергоресурсобережение не только технологический процесс, но и образ жизни общества и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм человека. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые формируются у учащихся еще в  учебном заведении.
Сегодня все более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не улучшат состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию энергоресурсоберегающих технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в решении проблем окружающей среды. Множество серьезных экологических проблем современного мира связано с производством и потреблением энергии и ресурсов
Правильное отношение человека к окружающему миру  и экологическим проблемам, в том числе к энерго- и  ресурсопотреблению должны закладываться в детстве, и главенствующую роль в этом процессе, несомненно, занимают экологическое образование и воспитание, а также формирование навыков бережного отношения к ресурсам, которыми располагает человечество.
Ведущая роль в достижении этих целей принадлежит учреждениям образования. Вносить элемент энергосбережения в образовательную сферу - насущно необходимо, так же, как и ввести в учебную программу экологический аспект, который вместе сэкономическим лежит в основе формирования энергосберегающего типа мышления. Для реализации целей развития культуры энерго- и ресурсосбережения и энергоэффективности необходим переход к активным формам в обучении: от застывших знаний к живому пониманию. Именно такой подход предполагается использовать в ходе  внедрения модели формирования культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия в учреждении образования.

Copyright © 2021 Речицкий государственный технический колледж. Разработка и техническая поддержка Речицкий ГТК
Закрыть